БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД «AВE» Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

ON-LINE «Art» журнал

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

Алла Левит-Вайнгауз

К 180-летию написания «Сказки о  рыбаке и рыбке»,
190-летию начала Одесской ссылки А. С. Пушкина

 
Музыкальный спектакль по мотивам произведения А. С. Пушкина

«Сказка о рыбаке и рыбке»

(Для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Желательно предварительное ознакомление с оригиналом

текста «Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина).

Одесса 2013

Борис Мамин и Алла Левит-Вайнгауз
 
Действующие лица:

Сказочник

С детства любит сказки А. С. Пушкина.

Старик

Пожилой рыбак (дед), пенсионер, он же в образе Сказочника.

Старуха

Добрая, приветливая пенсионерка (бабушка).

Золотая рыбка Сказочный персонаж. Обладает волшебной силой.

Внучка (Рыбка 1)

Девочка четырех лет. Подвижная, смышлёная.

Внук (Рыбка 2)

Серьёзный мальчик пяти лет.

Кот Баюн

Сказочный персонаж. Крупное, послушное животное на поводке.

Всего пять актёров и кот.

ПРОЛОГ1

Лукоморье. Дуб зелёный. Цепь златая. На ней сидит Кот Баюн. Звучит лейтмотив спектакля. Выходит Сказочник, снимает Кота с цепи. Берет на руки.

Сказочник: Кто у нас в зале? – Полно малышей.

Глазки сверкают и лица в улыбке.

Добрая сказка стоит у дверей

О рыбаке, о старухе, о рыбке.

Нынче порадуем наших ребят -

Ушки держите свои на макушке.

Знайте, давно, два столетья назад,

Нам подарил эту сказочку Пушкин.

№ 1. У ЛУКОМОРЬЯ

Песня Сказочника

У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том;

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом.

Ходит.

Идёт направо – песнь заводит,

Налево – сказку говорит.

Там чудеса: там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит…

Русалка.

Сказочник: Там Пушкин был, и мёд он пил;

(говоритУ моря видел дуб зелёный;

Под ним сидел, и кот учёный

Ему все сказки говорил.

Одну он вспомнил. Сказку эту,

Сто восемьдесят лет назад,

Поэт всему поведал свету.

Всяк, кто услышит, будет рад.

Тихо звучит музыка.

Сказочник:Жил старик со своею старухой,

В рыбной ловле «набил себе руку».

Жил в землянке у самого моря,

И рыбачил он, с волнами споря.

Сказочник с авансцены обращается к Зрителю.

Сказочник: Сказка эта знакома, ребята?

Вам читали её, малышата?

……………………………….

Кто прочёл эту сказку, нам скажет:

– Там старуха пряла свою пряжу,

И была ненасытна, спесива,

Зла, бездушна, корыстна, сварлива.

Наша сказка, ребята, иная.

Почему? – Здесь старуха не злая.

Доброта её миру открыта;

Не просила избы и корыта;

Ни дворянкою стать столбовою;

Ни царицей, земной и морскою.

Без детей свою жизнь коротала,

И частенько о внуках мечтала.

Обращается к Зрителю:

Вы сказку новую хотите?

Пауза.

………………………….

Расскажем тотчас, подождите,

Нам гений Пушкина поможет,

Сюжет простой. Но смысл заложен.

Так где «собака тут зарыта»? –

Здесь нет разбитого корыта!

Кот Баюн: Мя-я-у-у! (фонограмма)

Сажает Кота на цепь. Уходит со сцены.

ДЕЙСТВИЕ 1

Старик: В море вышел я ранней зарёю,

День ловил, но ведёрко пустое…

Только рыбка одна мне попалась,

Золотою она оказалась.

Знала рыбка язык человечий,

Понимал я слова её речи.

Рыбка: Отпусти в море синее, старче.

Старик: Чешуя твоя солнышка ярче!

Рыбка:Дорогой за себя дам я откуп –

Подарить могу новую лодку.

Голос Сказочника за сценой (ГЗС)

Сказочник:Море, шторм.И рыбак выйдет редкий

Рыбка: Отпусти, в море ждут меня детки!

Сказочник:Удивился старик, испугался.

(ГЗС)

Старик: Экий случай со мною тут стался!

Лет на море рыбачил немало,

Но такого еще не бывало.

Сказочник: Отпустил золотую он рыбку,

(ГЗС) И сказал на прощанье с улыбкой:

Старик: Ничего от тебя мне не надо,

Встретить рыбку такую – отрада.

Ты ступай себе в синее море,

И гуляй там себе на просторе.

Будем с бабкою мы без обеда,

Я надеюсь простит она деда.

Уходит.

Появляется СказочникОбращается к Зрителю.

Сказочник: В море деткам без мамы опасно?

Пауза.

……………………..

– Молодец наш старик. Всё прекрасно!

№ 2. ПЕСНЯ РАДОСТИ

Песня Золотой Рыбки

Триста лет живу я в море.

Счастье видела и горе.

Пожалел меня рыбак,

Отпустил «за просто так»!

Доброта его зачтётся,

К старику назад вернётся.

Полной чашей станет дом.

Позабочусь я о том.

ПрипевЗдравствуй, небо голубое,

Здравствуй, солнце золотое,

Здравствуй, море синее,

Доброе и сильное.

Сказочник:Воротился старик ко старухе,

(ГЗСРассказал ей великое чудо:

Старик:Я сегодня поймал было рыбку,

Что попалась ко мне по ошибке,

Только вижу – она золотая,

На головке – корона витая,

 Чешуя её солнышка ярче!

«Отпусти меня к деточкам, старче», –

Так просила она, и молила.

И «по-русски» со мной говорила,

Что угодно сулила на откуп,

Мог я выбрать хоть новую лодку.

Откупалась, чем я пожелаю.

Не посмел выкуп взять с неё.

Старуха: Знаю.

Если ждут тебя малые дети,

Что важнее быть может на свете?

Молодец, что пустил её в море.

Старик: Быть без матери деточкам – горе.

Старуха: Рыбка нынче добром отплатила.

Старик: Окружить нас заботой решила?

Старуха: Холодильник заполнен едою,

Заживём без хлопот мы с тобою.

Старик: Повела себя рыбка достойно!

Старуха: И тобою я, старче, довольна….

Быстро темнеет. Слышен гром.

№ 3. ДОЖДИК МОРОСИСТЫЙ

Песня деток Золотой Рыбки

Рыбка 1: Дождик моросистый

Льётся с высоты:

«Свежий я и чистый.

Полюбуйся ты».

Рыбка 2: «Наверху мне тесно,

Я спешу домой.

Барабанить лестно

По волне крутой».

Припев: Капельки-дождинки

(Рыбки 1, 2) С тучки к нам летят.

Словно серебринки,

Капельки блестят.

Солнца луч прорвался,

Тучка уплыла.

Дождь за ней умчался,

Видно, позвала.

В доме у Рыбака.

Старуха: Дождь прошёл. Нá пол капает. Лужи...

Нашей крыше ремонт снова нужен.

Старик: Знаю, жёнушка. Где же взять силы?

Старуха: Может рыбка поможет нам, милый?

Поклонись до земли, без опаски,

За хлеб-соль, за сердечность, за ласку.

Сказочник:Пошёл старик к синему морю,

(ГЗСВидит, море слегка заштормило.

Кликать стал золотую он рыбку.

Приплыла к нему рыбка, спросила:

Рыбка:Чего тебе надобно, старче?

Старик: Чешуя твоя солнышка ярче!

 Смилуйся, государыня рыбка!

Стал домишко наш ветхим, и хлипким.

В крыше щели. Видать прохудилась.

Нет тепла. Почини, сделай милость!

За твою доброту и сердечность

Благодарны тебе будем вечно.

Кланяется в пояс.

Рыбка:Не печалься, ступай себе с Богом.

Пусть спокойною будет дорога.

Сказочник:Воротился старик ко старухе.

(ГЗС)

Старик: Где ж домишко? Ни слуха, ни духа.

Дом стоит предо мной современный,

Сад и двор. Вкус у рыбки отменный.

Сказочник: На него смотрит бабка с улыбкой.

(ГЗС)

Старуха: Новый дом подарила нам рыбка!

Все удобства, ковры по паркету,

И ремонт европейский при этом.

Старик: За водою ходить мне не надо,

Современная кухня.

Старуха: Я рада.

Телевизор смотрю, отдыхая.

Старик: Снова, жёнушка, ты молодая,

Так и светишься счастьем, покоем.

Старуха: Быстро спорится дело любое.

Тихо звучит лейтмотив сказки.

Сказочник:Вот неделя, другая проходит.

(ГЗС) Бабка места себе не находит…

Старик: Что, старуха, с тобой приключилось,

Али хворь? Расскажи, сделай милость.

Всё ты смотришь часами на море,

Безысходность, тоска в твоём взоре.

Нынче в доме у нас всё в порядке,

И живём мы с тобою в достатке.

№ 4. ГРУСТНАЯ ПЕСНЯ

Песня Старухи

Пусто в нашем доме, грустно и уныло,

А когда ты в море, я совсем одна.

Были бы внучата, я б их полюбила,

И тогда бы в сердце расцвела весна.

Были бы внучата, я б их полюбила,

И в счастливом сердце расцвела б весна.

Попроси-ка рыбку. Может быть, сумеет

Нас она утешить, внуков подарить.

Одиноко в доме, ничего не греет.

С внуками намного веселее жить.

Одиноко в доме, ничего не греет.

С внуками намного веселее жить.

Старик: Попрошу. Поклонюсь без опаски

За хлеб-соль, новый дом, да за ласку.

Сказочник:Пошёл старик к синему морю,

(ГЗС(Помутилося синее море).

Кликать стал золотую он рыбку.

Приплыла к нему рыбка, спросила:

Рыбка:Чего тебе надобно, старче?

Старик: Чешуя твоя солнышка ярче!

Смилуйся, государыня рыбка.

Внуков просит жена моя шибко.

Мы детей никогда не имели,

А теперь вот… Внучат захотели.

Не от дури старуха хлопочет,

А любить и, заботиться хочет.

Ни к чему нам хоромы такие,

Если смеха нет, если «пустые».

Рыбка: Может, выполню просьбу…

Пауза.

Не знаю…

Снова жить на земле я мечтаю.

Старик: На земле?!

Старик сочувственно слушает

Рыбка: Да. У моря с детьми раньше жили,

Загорать и купаться ходили.

Злой Колдун сотворил ночью кражу

- Нас похитил с детишками.

Старик: Враже!

Рыбка: Дом разрушил наш до основанья.

– Выполнять, – сказал, – будешь желанья.

 Оказались мы с детками в море.

Три столетья прошло.

Старик: Горе, горе!

Рыбка: В рыбок нас золотых превратили.

Старик: Чтобы вы Колдуну там служили?

Рыбка жестом отрицает это, и продолжает.

Рыбка: Средь кораллов, на дне, в низкой келье,

Мне надели замок-ожерелье.

Я спросила у друга дельфина:

– Для чего мы нужны, в чём причина?

«Есть в коралловых рифах лагуна.

Там вы будете в свите Нептуна.

Рыбок он золотых привечает,

Ровно трёх у него не хватает».

Мы остались. Бессмертными стали,

Но скучать о земле продолжали.

Старик задумчиво.

Старик: Как обличье вернуть человечье.

Ведь не быть же вам рыбками вечно!

Рыбка: Рак-отшельник поведал мне тайну:

«Рыбака встретишь в море случайно.

Со старухой тебя он полюбит,

И замок-ожерелье разрубит!»

Века два тому так и случилось.

Старик: Ну и что?

Рыбка: Чуда не получилось.

Старик: Почему?

Рыбка: Там старуха вздурила,

Стать владычицей моря решила.

Я желанья её исполняла,

«Ненасытной» всего было мало.

Старик: Успокойся, царица морская!

Верь, моя-то жена не такая.

Сказочник: Как, ребята, поверила рыбка,

(ГЗС) Что на сей раз не будет ошибки?

Пауза……………………………..

Рыбка: (задумчиво)

Добрый ты со старухой и честный.

Тайна стала Нептуну известна.

Ведь детей я не брошу, он знает.

Потому их в пещере скрывает.

Старик: Ишь, какая беда приключилась…

Рыбка: Помоги, старче нам. Сделай милость

Осьминог у пещеры. Мурена

Вечерами приходит на смену

Покажу я к пещере дорогу.

Старик: И кота я возьму на подмогу

Старик приносит «лёгкое водолазное снаряжение». Надевает на себя и кота .

Сказочник: Вышли утром, приветливо море.

(ГЗС) Приплыла рыбка к берегу вскоре.

Рыбка: Проведу вас к пещере подводной,

Кот Баюн, наш любимец народный

В осьминога вцепился когтями -

Сникнул тот, обливаясь слезами

Старик: Дверцу я открываю у сетки,

Возвращайтесь вы к мамочке, детки

Сказочник: Море плещет игриво волною,

(ГЗС)

Старик: Детки малые снова с тобою.

Рыбка: Прекратились все беды и муки.

Ты хотел со старухою внуков?

Я своих вам детей доверяю.

 Старик: Мы полюбим их, я обещаю.

Кланяется, уходит.

 ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ

На авансцену выходит сказочник. Обращается к залу.

СказочникЧто у нас в зале? -Я вижу у вас

Всё хорошо , а на лицах улыбки.

Добрую сказку продолжим сейчас

О рыбаке, о старухе, о рыбке.

 Ну, а продолжить волшебный рассказ

Просится Кот наш Баюн. Вот он. Ходит.

-Быстро направо иди, и в тот час

Сказочник ваш свою песню заводит.

 №5. У ЛУКОМОРЬЯ-2

Песня Сказочника

Там о заре прихлынут волны

На брег песчаный и пустой,

И тридцать витязей прекрасных

Чредой из вод выходят ясных

И с ними дядька их морской;

Выходит.

Там королевич мимоходом

Пленяет грозного царя;

Там в облаках перед народом

Через леса, через моря

Колдун несёт богатыря;

Колдун.

Сказочник с Котом уходят. На морской волне плещутся Рыбка со своими детками.

 № 6. НАПУТСТВИЕ

Песня Золотой Рыбки

 Детки, все пути открыты,

И теперь вы под защитой,

Обретёте кров родной,

В Тёплом Доме ждёт покой.

Никого уже не бойтесь,

Обо мне не беспокойтесь.

Скоро в гости к вам приду,

Встречи нашей очень жду.

Деда с бабой уважайте,

И по дому помогайте.

Остаюсь пока на дне.

Вспоминайте обо мне. 2 раза

Тёплый Дом Рыбака. Появляются девочка и мальчик. Они весело играют, смеются.

Сказочник:Воротился старик ко старухе.

(ГЗС)

СтарикБоже праведный, что с моим слухом?

В нашем доме смех, словно звоночки.

Неужели внучат голосочки?

Старуха: Рыбка внуков прислала нам.

Старик: Ясно.

Веселится старуха. Прекрасно!

Кто же рядом с тобой на диване?

Старуха: Внучка наша. Актрисою станет.

И танцует она, и кружится,

Светлой радостью так и искрится!

Девочка кружится в танце, бабушка указывает на мальчика.

Внучек это.

Старик: Он парень что надо.

Старуха: Утешенье моё и отрада.

Старик: Здесь компьютер, приставка.

Старуха: Играют.

И, представь себе, соображают!

Наслаждаюсь я ими невольно.

Старик: А теперь ты, старуха, довольна?

Старуха: Просьбу нашу исполнила рыбка.

Старик: На лице твоём вижу улыбку.

Старуха: Да, уважила рыбка-царица.

Старик: Счастье это во сне не приснится.

Старуха: Познакомьтесь. Вот дедушка, дети.

Очень добрый он, лучший на свете. Дети подбегают к деду, обнимают его.

Дети: Здравствуй, дедушка.

(вместе)

Старик: Здравствуйте, внуки.

Внуки уходят с дедушкой.

Сказочник: Слышу русской мелодии звуки.

(ГЗС)

Тихо звучит лейтмотив сказки.

Старик: (Входитобращается к Старухе)

Рыбка деток своих нам прислала.

«Будут внуками», – так и сказала.

В рыбок их колдовством превратили.

Старуха: Разве раньше людьми они были?

Старик: Злой Колдун дом родной их разрушил,

Где же жить будет рыбка?

Старуха: Послушай,

Здесь любимые наши внучата.

Мы пред рыбкою, дед, виноваты,

Потому, что о ней забывали,

Даже в гости ни разу не звали.

Старик: Нужно срочно исправить ошибку.

Старуха: Пригласи к нам сегодня же рыбку!

Сказочник:Пошёл старик к синему морю.

(ГЗСПриплыла к нему рыбка, спросила:

Рыбка:Чего тебе надобно, старче?

Старик: Чешуя твоя солнышка ярче!

Встречу с внуками мы отмечаем,

И с любовью к себе приглашаем.

Кланяется.

 Приходи в Тёплый Дом без опаски,

И спасибо за внуков, за ласку.

Сказочник: Тихо плещется море волною.

(ГЗС)

Старик: Рады мы будем встрече с тобою.

РыбкаЗавтра в гости меня ожидайте,

Ровно в полдень прибуду.

Встречайте.

Сказочник:Воротился старик ко старухе.

(ГЗС) В доме прибрано, чисто и сухо.

Старик: Рыбка в полдень прибыть обещала.

Старуха: Завтра в полдень? Как времени

мало!

Гостиная, большой обеденный стол. Около него СтарухаЗвучит лейтмотив сказки.

Старуха: Я уже приготовилась к встрече -

На столе угощение, свечи.

«Бьют» часы двенадцать раз.

Входит молодая женщина в бирюзовом платье, расшитом золотом.

Рыбка: Добрый день. рыбка я золотая.

Старуха подходит к Рыбке, обнимает её. На авансцену выходит Сказочник.

Сказочник: (обращается к залу)

Что сегодня, ребята, случилось?

-Расколдована рыбка. Свершилось!

Поприветствуем милую рыбку.

Наградим её, дети, улыбкой?

Пауза………………….

Как приятны в такие моменты,

Ваши дружные аплодисменты!

Сказочник покидает сцену.

 Появляются внуки.

Внуки: Мама, мамочка наша родная!

Подбегают к матери, она их обнимает, целует.

Рыбка: Снова вижу я милые лица!

Счастье это ни с чем не сравнится.

Здесь уютно, и солнышко светит.

В Тёплом Доме вам нравится, дети?

Звучит вступление к песне.

№ 7. ТОПОТУШКИ. ПОЛЬКА

Песня внуков

Внучка: Лучше, мама, не бывает.

С дедом, с бабушкой дружны,

Грамоте нас обучают.

Мы с братишкою нужны.

Припев(поют и танцуют оба)

Правой ножкой, левой ножкой,

Топ-топ, топ.

Правой ручкой, левой ручкой,

Хлоп-хлоп-хлоп, хлоп-хлоп.

Правой ручкой, левой ручкой

Хлоп-хлоп-хлоп.

Внук: Оставайся, мама с нами

В этом Тёплом Доме жить,

Будем с дедушкой, с друзьями

В дельфинарий мы ходить.

Припев(приглашают всех к танцу)

Старик: Правой ножкой,

Старуха: Левой ножкой,

Дети: Топ-топ, топ-топ

Старик: Правой ручкой,

Старуха: Левой ручкой,

Дети: Хлоп-хлоп-хлоп, хлоп-хлоп.

Старик: Правой ручкой,

Старуха: Левой ручкой,

Дети: Хлоп-хлоп-хлоп.

Внук и внучка: (дуэт)

Мы танцуем, почемучки,

Слева друг, и справа друг.

Крепко держимся за ручки.

Здесь родной семейный круг.

Припев(все поют и танцуют)

Старик: Правой ножкой,

Старуха: Левой ножкой

Дети: Топ-топ, топ,

Старик: Правой ручкой,

Старуха: Левой ручкой,

Дети: Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп,

Хлоп-топ-хлоп!

Рыбка обращается к пожилой семейной паре.

Рыбка: Вижу, дети мои вам не в тягость.

СтарухаВнук и внучка приносят нам радость

СтарикВсе здоровы, румянец на щёчках.

РыбкаКак мне хочется стать вашей дочкой!

Кланяется СтарикамТе подходят к Рыбке, обнимают её.

Старик: Не хотим расставаться с тобою!

Старуха: Заживём вместе дружной семьёю!

Приглашают дочку к застолью. Семья за столом. Праздник в разгаре

Звучит лейтмотив сказкиВечереет.Малышей укладывают спать

 № 8. ОПУСТИЛИСЬ СУМЕРКИ

Колыбельная-1

Бабушка: (поёт внучке)

Опустились сумерки, в доме тишина.

Убаюкать внученьку помоги, луна.

Все морские чудища уплывают прочь,

Глазки милой внученьки укрывает ночь.

Припев:

Кот Баюн: Баюшки, баю-бай.(фонограмма)

Бабушка: Засыпай.

Мама: (поёт сыну)

На закате, сыночка, гаснет солнца свет,

Ночь подкралась лунная, звёзд на небе нет,

Море успокоилось, не шумит волной.

Спи, сынуля сладенький, спи, мой дорогой.

Припев:

Кот Баюн: Баюшки, баю-бай,

Мама: Засыпай.

№ 9. ТЁПЛЫЙ ДОМ

Колыбельная-2

Старик: (поёт внукам)

Внучка спит, внучек спит,

Уснули крепким сном.

Греет, любовь дарит

Ласковый Тёплый Дом.

Припев:

Старуха: Плещется под луной

Тихий ночной прибой,

Старик: И зовёт на покой

Час ночной.

Мама: Малышам спать пора

До утра.

Кот Баюн: Баюшки, баю-бай, ( фонограмма)

Вместе: Засыпай.

ЭПИЛОГ

 Дети спят. Взрослые тихо на цыпочках уходят.

Появляется Сказочник. Он нежно гладит по головке Кота Баюна.

Сказочник: Ласковой, доброй старуха была,

И доброта к ней вернулась сторицей.

В доме своём она счастье нашла.

Дочкою стала ей Рыбка-царица.

Пушкина сказка была о другой –

Злобной, сварливой, брюзге ненасытной.

Быть захотела владыкой морской –

Что же? - С разбитым осталась корытом.

Пушкина сказку читали, друзья?

Вы со старухи пример не берите.

Злобе её подражать нам нельзя!

Память о доброй старухе храните.

Кот Баюн: Мя-я-у-у! (фонограмма)

Сказочник: (обращается к зрителям)

Новая сказка понравилась, дети?

Пауза - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

 Ведь доброта в ней как солнышко светит.

Если увидеть вы сказку хотите –

Ждём вас в театре всегда. Приходите!

Герои сказки выходят по очереди на поклон.

Кот Баюн: Мя-я-у-у! ( фонограмма)

Звучит лейтмотив сказки

З А Н А В Е С .

1 В тексте употреблялись цитаты из произведения А. С. Пушкина.
 

От имени соавторов,

Борис Мамин, автор музыки, продюсер проекта.

ТАЙНА ЗОЛОТОЙ РЫБКИ

Новый музыкальный спектакль

по мотивам сказки « О рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина

(Для дошкольников, младших школьников, их родителей и наставников)

   «Сказка о рыбаке и рыбке», пожалуй, самая популярная из всех сказок А. С. Пушкина. В ней мечта любого человека  - разбогатеть по мановению волшебной палочки (Золотая рыбка). Она настолько монументальна и близка фольклору, что не теряет своей актуальности. Вряд ли найдётся семья, где бы не знакомили ребёнка с  этой удивительной сказкой. Для неё  поэт создал свой, специальный и неповторимый язык.  Литературы, аудио - видеозаписей со сказкой издано и продолжает издаваться немало. Этого не скажешь о  театральных постановках, особенно последних десятилетий. Ранее, театрами УССР, в том числе в г. Одессе такие постановки осуществлялись (Харьковский русский драмтеатр, «Сказка о попе и работнике его Балде», 1937 г., Одесский театр кукол, «Сказка о золотой рыбке», 1939 г. Театр юного зрителя им. Н. Островского, «Сказка о царе Салтане», 1964 .г)  Что же до кино, то вряд ли  можно ожидать лучшую трактовку «Сказки о рыбаке и рыбке» нежели  великолепный мультфильм режиссёра Михаила Цехановского с Борисом Чирковым в роли Старика, «Союзмультфильм», 1950 г.

   Сейчас, когда мой соавтор, одесская поэтесса Алла Левит набрала слово «Занавес» в конце текста пьесы, а я с  наслаждением  завершаю увлекательную работу по написанию музыкального текста к спектаклю, самое время поведать заинтересованному читателю почему мы решили прикоснуться к «тайне» золотой рыбки.

   Год 2013-й  - своеобразный мини-юбилей в творчестве и жизни гения русской и мировойлитературы. Ровно 180 лет назад поэт, ни коим образом не копируя сказку братьев Гримм, скорее всего не подозревая о тысячелетней сакрально-кабалистической этиологии истории о волшебной рыбе, её тайном христианском знаке, написал исконно славянскую «Сказку о рыбаке и рыбке». А в 1823 году, 190 лет тому назад началась необычная ссылка Александра Пушкина в Одессу. О ней могут только мечтать современные поэты- диссиденты, если таковые имеются. Встречаются сведения, якобы о том, что именно здесь впервые созрел замысел написать сказку о волшебной рыбе. Очевидно, молодому щёголю - Александру Пушкину было чем заниматься в бурно развивающейся Одессе, готовящей себя к обретению статуса третьей столицы российской империи. Да и писал он тогда иные стихи. Спустя десять лет сказка-шедевр вышла в свет.

   Не лишним будет заметить, что в текущем году ряд драмтеатров Украины и России отмечают юбилеи - 80-летие своего создания. Среди них, в частности, Харьковский государственный академический русский драматический театр имени А. С. Пушкина.

   Для ознаменования этих событий и отдавая дань таланту  Пушкина-сказочника авторы решили...

   Мир гармоничен, и живя в этой гармонии, человек достигает многого. Если же сакральная связь " Дух- Душа- Тело" разрушена - происходит разлом бытия. Человеческий порок будет наказан, как бы с возвращением в исходную ситуацию. Тогда  "ОСТАЁШЬСЯ У РАЗБИТОГО КОРЫТА". Пониманию этого детьми сказка учит почти два века. Сегодня авторы новой музыкальной пьесы "Тайна Золотой Рыбки" по мотивам и с использованием одного из  самых сложных  текстов А.С. Пушкина нашли оригинальную версию сказочного сюжета. Здесь одно Добро, как бы мультиплицирует иное. Жадности и корысти, гневу и гордыне - этим извечным орудиям зла (Старуха у А. Пушкина) противопоставляется доброта и самодостаточность, чувство благодарности, понимание истинного милосердия и благодеяния (Старуха в новой пьесе). Отвечая на доброту волшебницы Рыбки добром человеческим, одинокие пенсионеры очутились не столько в комфортных бытовых условиях, но реализовали заветное желание - обрели полноценную семью. Теперь у стариков появилась опора – молодая. любящая приёмная дочь (Рыбка), а в новом, благоустроенном доме стал слышным радостный детский смех .

   Сохраняя преемственность поколений русскоязычных  сказочников, ни в коей мере не посягая и на частицу таланта гениального поэта, авторы раскрывают тайну трёхвекового присутствия в «море-окияне» Золотой Рыбки. Образ этой сказочной героини восходит к древним поклонениям первопредку - тотему животному. В тексте умышленно сохранена стилистика сказк А. Пушкина. Цитаты приведены жирным курсивом. Отдельные фразы и слова взяты из фрагмента текста, не вошедшего в окончательную редакцию его сказки. Так же как и у Поэта в пьесе существует особый герой - море. Если у А. Пушкина оно с каждым походом старика становиться более грозным, в пьесе наоборот - более спокойным. Не претендуя на оригинальность, частично подражая сценарному решению упомянутого мультфильма, авторы сочли целесообразным использовать в прологе пьесы цитату из сказки А. Пушкина «Руслан и Людмила». Здесь и далее в сюжетной линии присутствует необычный герой-«актёр». Это Кот Баюн – ручное животное на поводке. Тот самый, что «ходит по цепи кругом». На наш взгляд такой приём привнесёт значительный интерес маленького Зрителя театрального действа. Хозяин и добрый покровитель умного животного - народный Сказитель, образ современного сказочника и в тоже время отдалённо напоминающий гениального сказочника первой половины 19-го в. А. Пушкина.

   Пьеса написана для воплощения в музыкальный спектакль драматического театра. Музыка - симбиоз старинной русской мелодии, напева (лейтмотив, песня старухи) с современной детской песней и танцем (песня-танец внуков-рыбок). Она лирична (Колыбельная песня), призвана способствовать музыкальному воспитанию детей раннего возраста в традициях русской народной и классической музыки, современного русского шансона, задорной детской песенки. Тесситура рассчитана на возможности непрофессиональных вокалистов. Не исключается также использование фонограммы.

  Пьеса намерено создавалась для малобюджетного спектакля. В ней семеро героев, которых играют фактически пятеро профессиональных актёров и двое детей (плюс кот). Роль народного сказителя совмещено играет Старик, используя быструю трансформацию за сценой. Спектакль задуман как интерактивный. Сказитель-ведущий вовлекает Зрителя в дискуссию-рассуждение по ходу развития сюжетной линии. Пьеса предполагает два действия с плановой продолжительностью спектакля 45-50 мин.

   Будет ли спектакль способствовать духовному воспитанию детей, развитию лучших черт характера? Об этом судить Зрителю, его родителям и наставникам. Априори ясно одно – он внесёт свою лепту в дело развития и укрепления традиционно добрых отношений и взаимосвязи двух великих народов - российского и украинского, двух близких славянских культур и языков. Это особенно актуально в связи приданием русскому языку статуса регионального, по сути второго государственного языка в Украине.

   Авторы будут обязаны каждому, кто выскажет конструктивную критику, замечания и предложения по совершенствованию пьесы. Они будут с благодарностью приняты и по возможности учтены.

   03 февраля 2013 г. Одесса –Санкт Петербург - Одесса

Добавить комментарий