flagukr             БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД «AВE» Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.              flagod

b9b8

Петр Георгиевич Башкарев

 

                                                                               ОЛЬГА ЛЯБАХ

                                                                           студентка Э31 ОГЭКУ,

                                                                          руководитель Башкарев П.Г.

                                                               доцент каф. высшей математики ОГЭКУ

 

ПАУСТОВСКИЙ И ЭКОЛОГИЯ

 

«Если природу не охранять,

                                она может превратиться в окружающую среду»

Плакат

 

            В наше время об экологии знают все. И при этом почти каждый человек понимает это слово по-своему. В подавляющем большинстве случаев под экологией  подразумевают негативные последствия, которые вносит человек в окружающую его среду.

            В России профессор Московского университета Карл Францевич Рулье на протяжении 1841-1858 гг. дал практически полный перечень принципиальных проблем экологии, не найдя, однако, выразительного термина для обозначения этой науки. Он первый четко определил принцип взаимоотношений  организма и среды: «Ни одно органическое существо не живет само по себе; каждое вызывается к жизни и живет только постольку, поскольку находится во взаимодействии с относительно внешним для него миром. Это закон общения или двойственности жизненных начал, показывающий, что каждое живое существо получает возможность к жизни частию из себя, а частию из внешности».

            Термин «экология» был введен немецким зоологом-эволюционистом Эрнстом Геккелем (1866) в книге «Всеобщая морфология организмов». Во 2-м томе этого обширного труда Э.Геккель дал свое определение экологии как науки: «Под экологией мы понимаем общую науку об отношениях организмов с окружающей средой, куда мы относим в широком смысле все «условия существования»… Формулируя понятие экологии как новой науки Э.Геккель

строил её не на пустом месте, а на основании большого фактического материала, накопленного в биологии за время её длительного развития.

            31 мая этого года мировая общественность отмечала 120-летие со дня рождения классика советской и мировой литературы Константина Георгиевича Паустовского.

            Искусство видеть мир и торжественно отражать его в своих трудах К.Паустовский учился у самой жизни, сменив для этого множество профессий, побывав почти во всех уголках Советского Союза.

            Литературные критики, читатели отмечают, что от страниц его произведений веет радостным настроением человека, убежденного в том, что жизнь прекрасна, что в мире торжествует доброта, любовь и справедливость.

            Сам автор в очерке «Михайловские рощи» пишет: «Не помню, кто из поэтов сказал: «Поэзия всюду, даже в траве. Надо только нагнуться, чтобы поднять её».

            «…Моё становление писателя и человека прошло при советском строе. Моя страна, мой народ и создание им нового, подлинно социалистического общества – вот то высшее, чему я служил, служу и буду служить каждым написанным словом».

            В повети «Кара-Бугаз», в главе «Заблуждение лейтенанта Жеребцова» Паустовский проводит мысль о том, что нельзя проводить какие-либо преобразования в природе, если явление до конца не изучено.

            Лейтенант Жеребцов описывал берега Каспийского моря. На обратном пути заехал в Гурьев к путешественнику Карелину, занимавшемуся изучением этого края. Он рассказал Карелину о том, что хочет посоветовать начальству закрыть залив, превратив его в озеро, так как залив поглощает множество воды из моря, и море мелеет. Кроме того, из-за наличия в воде залива соли неизвестного происхождения гибнет рыба. Тем более что и сам Карелин когда-то писал об этом.

            «Я ошибался, подобно вам», - ответил Карелин.  «Утверждение  ваше, что залив вызывает обмеление Каспийского моря, равно как и сожаление о погибшей рыбе, преувеличено». Относительно соли, о которой говорил Жеребцов, то это глауберова соль. А она имеет очень большое значение в промышленности.

            «А вы уж и проект приготовили! В Петербурге сидят  дураки. Они размышлять не любят, а прямо брякнут – закрыть залив на веки вечные и удивить Европу».

            В связи с работай над «Кара-Бугазом» Паустовский объехал все побережье Каспийского моря, за исключением южного, принадлежащего Ирану.

            «Кара-Бугаз» написан на основе подлинных фактов. Многие герои этой повести – лица совершенно реальные.

            C приходом советской власти в нашей стране  проводятся огромные преобразования.

            Представьте себе – вы едете в поезде, а где-то поезд останавливается, и вам предлагают взять лопаты и выйти расчистить дорогу от снега. Это не анекдот. Прочитайте «Как закалялась сталь» Николая Островского. В советское время, если поезд проходит где-то в низине, по обе стороны железной дороги насаждают деревья. Они не позволят ветру намести сугробы на железнодорожные пути. К тому же деревья – это лёгкие земли.

            Паустовский приветствует декрет Владимира Ильича Ленина от 1921 года об охране памятников природы. За тридцать с лишним лет в Советском Союзе создано много заповедников. Выполняя план преобразования природы, у нас насаждаются целые массивы лесов. Меняется климат к лучшему.

            А советские пятилетки! Американцы назвали их великой идеей. Чего только стоит лозунг об электрификации всей страны. Поистине, «экология

чувств, природы, жизни». Представьте, в стране за каждую пятилетку появляется по несколько строек века вроде Днепровской ГЭС или метро в Москве.

            Писатель искренне сокрушается по поводу того, что не знает названий многих растений, цветов. Но и число тех, которые упомянуты и описаны в его книгах, заставили изумиться не одного ботаника.

             А живые существа!

Бывший одессит Реймер Г.П., проживающий сейчас в Германии, провёл целое исследование об отношении писателя к животным. Назвал его так: «К.Г.Паустовский – кошколюб и кошковед». В скобках: «опыт литературного зоопсихоанализа». Правда, не стоит искать это произведение в библиотеке или в магазине. Автор подарил рукописную копию своего исследования Петру Башкареву.

«Млекопитающие, земноводные,  рыбы, всякая птица, гады – все они во множестве бегают, ныряют, плавают, летают, ползают по страницам его рассказов, повестей, романов». И всё же главным предметом исследования Реймера – «роль кошачьего племени в творчестве доктора Пауста..  Кошки - любимые персонажи писателя. Замечено 65 упоминаний этих симпатичных тварей на страницах произведений певца русской природы. Это приблизительно 60 образов котов, кошек, котят.

Различны жанры произведений писателя, в которых действуют кошки. Конечно, кошка, которая как известно, гуляет сама по себе, запросто забредёт на страницы и сказки, и рассказы, и повести. Но только у Паустовского, как нам сдаётся, есть детективный роман, главным героем которого является кот. Это роман «Кот Ворюга. О! Это удивительный детектив! Не зря писатель включал его во все собрания своих сочинений, неоднократно он выходил в популярной некогда серии «Мои первые книжки». Ворюга – зрелый котище, кот – конформист. В эпилоге он трансформируется из кота – вора, кота - бандита в кота – блюстителя порядка, милиционера».    

Как отучить его воровать? Выпороть? Нет. Накормить его  как следует, - предлагает персонаж произведения Лёнька. (На самом деле это идея самого писателя-гуманиста).

            Над страной пронёсся смерч – Великая Отечественная война. Он унес жизни двадцати семи миллионов человек. Превратил города в руины. По стране ходят банды. Константин Георгиевич пишет сказки, призывает к добру  и гуманизму.  В сказке «Артельные мужики» рассказывает, что в некоем краю «вот уже второй год зимы, весны и лета не было, а стоит одна осень»… «Тамошние мужики вольные да справедливые». Но «пришел к ним из соседней заморской страны властелин… И хотел взять тех мужиков под свою руку. А они не поддались. Тогда властелин этот самый осерчал ужасно, разругался, растопался. «Я, кричит, вас уморю!» А в той стране в ту пору гостила осень. С виду она вроде как наша деревенская девушка, и зовут её Машей»… «Время уже шло к зиме, пора было осени уходить в другие страны, пора было уступить место старухе зиме, да не тут-то было! Приказал властелин своей страже схватить Машу, никуда не выпускать из той страны и запереть её в крепкой избе на долгие годы». Артельные мужички принесут Маше золотой волос, с помощью которого она освободится из заточения. В стране наступит долгожданная зима. Только, мне кажется, символичней было бы после долгой зимы прийти долгожданной весне.

            Наша страна постепенно возрождается. Только хочется, чтобы процесс этот был более коротким. Те же, кто уже жил в достатке, жаждал большего. Они понимали, что если где-то идут большие стройки, там крутятся и большие деньги. А «от большого немножко – не воровство, а делёжка». Строятся грандиозные планы.  Вплоть до того, чтобы повернуть вспять реки Сибири. Людей отрезвила трагедия Арала.

Еще не так давно Аральское море было четвертым по величине озером в мире, славилось богатейшими природными запасами, а зона Приаралья считалась процветающей и биологически богатой природной средой

Наши предки считали Арал спасительным островом жизни и благополучия среди пустынных горячих песков Каракумов и Кызылкумов.

 Однако из-за неразумной деятельности "властелина природы" - человека ситуация резко изменилась - море потеряло три четверти водного объема, а площадь поверхности сократилась более чем наполовину.

Как результат - образуется новая пустыня Арал-кум, которая станет продолжением пустынь Каракумы и Кызылкумы.

Реки Амударья и Сырдарья, впадающие в Аральское море, ранее являлись основными артериями, питающими водоем.

Как известно, обе реки берут свое начало в горах и проходят через территории Таджикистана, Киргизии, Узбекистана, Казахстана и Туркмении. С 60-х годов основная часть водных ресурсов этих рек стала уходить на орошение сельхозугодий и водоснабжение Центрально-Азиатского региона. Как результат, русла впадающих рек зачастую просто не доходят до умирающего моря, теряясь в песках. При этом только 50-60% забранной воды доходит до орошаемых полей.

Одним словом, Арал высыхает, Арал умирает.

Только это не остановило жаждущих наживы.

Константин Георгиевич Паустовский, Первый Эколог страны, не может с этим мириться. В своём произведении «За красоту родной земли» он призывает бороться «с одним печальным явлением сегодняшнего дня – безнаказанным опустошением нашей удивительной в своей прелести русской природы. Нужно твердо остановить тех, кто как сказал один старый колхозник, «вширь и в край мордует русскую землю».

«Русская литература, музыка, живопись, вся наша великолепная культура, наконец, история все это неразрывно срослось с красотой русской земли. Она наложила отпечаток на формирование характера нашего народа - великодушного и талантливого, простого и мужественного.

            Нет для нашего сердца милее края, чем Россия, чем её свежие леса и перелески, поля и заливные луга, тихие реки, звон родников и светлые зори над росистыми зарослями…

            Опустошитель земли – прежде всего явный хулиган, жестокий собственник по своей внутренней сути. В редком случае – это просто дурак».

В последние 15 лет жизни Паустовский активно выступал как публицист. Он призывал оградить природу от варварских покушений на неё, заступался за гонимых и преследуемых, отстаивал свободу и независимость человеческой личности, бичевал жестокость и насилие, угодничество и бесчеловечность, ратовал за поиски в искусстве и поддерживал талантливых молодых писателей. Его творчество и совестливая позиция, которую он неизменно занимал, создали ему высокий нравственный авторитет в России и за рубежом.

 

Литература

[1]. Рулье К.Ф. «Куда девались городские ласточки»? Отечественные записки. 1850. Т. 71. Отд. 8.

[2]. Шилов И.А. «Экология». М., «Высшая школа», 2001.

[3]. Паустовский К.Г. «Михайловские рощи». С.с. в 6 томах, М., «художественная литература», 1958, т.6, стр.346-350.

[4]. Паустовский К.Г. «Кара-Бугаз». С.с. в 6 томах, М., «художественная литература», 1958, т.1,стр.405-525.

[5]. Островский Н.А.  «Как закалялась сталь».

[6].  Реймер Г.П. К.Г. «Паустовский – кошколюб и кошковед». Германия, 2001, рукопись.

[7]. Паустовский К.Г. «Кот – Ворюга». С.с. в 6 томах, М., «художественная литература», 1959, т.4, стр.528-532.

[8]. Паустовский К.Г. «Артельские мужички». С.с. в 9 томах, М., «художественная литература», 1983,т.7, стр.35-48.

[9].  Паустовский К.Г. «За красоту родной земли». С.с. в 9 томах, М., «художественная литература», 1983, т.7, стр.346-350.


 

                                                         ПЁТР БАШКАРЕВ

доцент кафедры высшей математики ОГЭКУ

ЭКСКУРСИЯ

ПАУСТОВСКИЙ В ОДЕССЕ

(Годы жизни 31.05.1892 – 14.08.1968)           

Когда в юбилейный год (в 2002 году отмечали 110 лет со дня рождения писателя) меня спросили: «Как ты относишься к Паустовскому?» - я ответил: «Мы воспитывались на Паустовском».

Мы – это несколько поколений советских людей, верящих в идеи коммунизма, записанные в конституции, в любовь, добро, в светлое будущее нашей Родины, во всё то, что так лучезарно и с такой любовью и искренностью описывал Константин Георгиевич.

Неудивительно, что уже через пол года после ухода его из жизни, массовой городской библиотеке №2 по инициативе её заведующей Юлии Ильиничны Комаровских было присвоено имя Паустовского (решение Совета Министров УССР №134 от 20 февраля 1969г).

Можно сказать, что и зачатки музея принадлежат Юлии Ильиничне. Еще при жизни писателя она собирала всё, что писалось о нём. Правда, 3 первых стенда оформила сотрудница Литературного музея Татьяне Рыбалко.

Кстати, по инициативе той же  Комаровских именем писателя назван океанский теплоход, а на здании, где он жил, по улице Черноморской, 8, установлен памятный знак – барельеф.

С 4 февраля 1971 года новая улица в нашем городе на поселке Котовского носит имя Паустовского.

В 1978 году в Крымской Астрофизической обсерватории открыли новую малую планету и присвоили имя Константина Георгиевича Паустовского (зарегистрирована под номером 5269).

Уходит в историю XX век. У всех на устах слово «Миллениум» (в переводе с греческого тысячелетие). А в 1994 году Одессе исполнилось 200. Редакция «Вечерней Одессы» просит подписчиков и вообще читателей газеты назвать сто лучших одесситов. Благодарные земляки среди прочих называют и писателя Паустовского, родившегося, между прочим,  в Москве.

Литературная общественность города идёт дальше. Писатели, литературоведы, работники СМИ и другие создают в 1993 году Товарищество «Мир Паустовского», которое официально было зарегистрировано 31 января 1995 года под номером 20993919. Название предложила методист литературного музея Флора Евгеньевна Садовская.

Его задача – популяризация и сохранение культурного наследия, а также изучение литературного творчества писателя Паустовского.

Товарищество добивается того, что 01.12.1998 года в Одессе открывают филиал Одесского Литературного музея – музей Паустовского ( распоряжение Одесской областной государственной администрации  №976/А -98).

Вершиной всего было распоряжение мэра города от 10.05.1999 года об образовании муниципальной премии Паустовского (Мэром был Руслан Боделан). Награждение проводится по трём номинациям: 1) поэзия; 2) проза; 3) популяризация творчества писателя.

Всё вышесказанное подтверждено документами, копии которых составляют содержание отдельного стенда в первой комнате музея.

С противоположной стороны на стене висит стенд, посвященный теме «Паустовский и Великая Отечественная война». Об его участии в войне известно из фронтовых заметок, газетных статей, книг, писем В.В.Навашиной.

Константин Георгиевич Паустовский прибыл в Одессу 4 июля 1941 года в качестве корреспондента ТАСС по Южному фронту. В дни героической обороны Одессы в течение двух месяцев он на передовой вместе с солдатами 25-й Чапаевской дивизии, 95-й молдавской дивизии, 48-го стрелкового корпуса и 9-й армии.

За проявленное мужество и героизм, а также вклад в дело освобождения нашей Родины и в частности Одессы писатель награжден медалями «За оборону Одессы» и «За отвагу». Отметить заслуги писателя предложили одесситы. Особую инициативу в этом плане проявила старший научный сотрудник музея С.К.Кузнецова. Медаль «За оборону Одессы» в торжественной обстановке вручали сыну писателя Вадиму в октябре 1995 года. 125 лет со дня рождения Ивана Алексеевича Бунина. В Золотом зале литературного музея проводится заседание и концерт. Сюда же приглашены представители военкомата и сын Паустовского от первой жены Вадим. Награды «посмертно» вручаются родственникам награждаемых. Медаль «За отвагу» Вадим Константинович получал в военкомате Москвы. Получил, расписался и ушёл. Юбилейные медали («50 лет освобождения Одессы» и «60 лет победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 г.») вручают только живым ветеранам. Паустовскому сделали исключение. Есть и юбилейные медали, посвященные 65-летию Великой победы от мэра города и президента Украины.  

Рядом с этим стендом возле окна сразу два стенда. Один из них посвящён улице Черноморской. Когда-то это была элитная улица. Здесь ещё сохранился особняк одесского городского головы Михаила Брайкевича и дом известного фармацевта и мецената- коллекционера Юлиуса Лемме. На Черноморской бывали: внучка Льва Николаевича Толстого и жена Сергея Есенина – Софья, писатели К.Паустовский и А.Гайдар, художник Строганов…

Впрочем, Светлана Константиновна Кузнецова подготовила отдельную экскурсию по улице Черноморской.

Война и природа очень сильно изменили лицо этой улицы. Прежде она была двусторонней. Сейчас второй её стороны, обращённой к морю, уже вообще нет на карте города. Разрушительные оползни прибрежной части города заставили советское правительство в лице депутата ВС СССР А.Н.Косыгина в 60-е годы выделить огромные средства на укрепление прибрежной полосы города Одессы.

            После Великой Отечественной войны улица стала поистине ветеранской. Правительство позаботилось о том, чтобы заслуженные люди, герои войны смогли построить здесь себе квартиры. С 2000 года вплоть до 2011 года ежегодно на день Великой Победы ветераны собирались в музее. Ребятишки из соседнего детского сада вручали  им цветы, сами ветераны делились своими воспоминаниями, артисты города выступали перед ними с концертом. Всё заканчивалось праздничным обедом. В юбилейные годы медали вручали им не в военкомате («получи и распишись»), а торжественно в музее Паустовского.

Посильную материальную помощь музею оказывало предприятие «Госстандарт»». С приходом к власти нового директора (Гукасяна) приходится обходиться своими силами.

Дальше стенд «Паустовский и Украина». Появился он после нашей поездки в Пилипчи-Городище под Белой Церковью (родина отца Константина Паустовского). Здесь проходила международная конференция, посвященная 110-й годовщине со дня рождения писателя. Уровень конференции был действительно очень высоким. На выставке предполагалась презентация книги киевлянина Владимира Будкевича «КРАСАВЕЦ КИЕВ Шлет Вам привет» и ниже на обложке «Киев», а под ним «По местам К.Г.Паустовского». Но буквально за несколько дней до открытия конференции автора книги не стало. Конференция открывалась с минуты молчания. В Пилипчи - Городище мы познакомились с правнучкой Паустовского по мужской линии босоногой Валентиной Карпенко. Прямых потомков у Константина Георгиевича не осталось. Её род идёт от родного дяди писателя Ильи Максимовича. Она передала в дар музею вышитые ею портрет поэта Тараса Шевченко и рушник. Книгу «Белая Церковь» нам всем вручили в администрации города. Во время конференции в Белой Церкви открыли мемориальную доску писателю. На стенде читаем, что именем Паустовского на Украине увековечены: 1) памятные знаки: Киев, Донецк, Одесса, С. Пилипча-Городище, Белая Церковь; 2) библиотеки: Одесса (1969), Севастополь; 3) в топонимике: улица в Киеве, Одессе, Тернополе, С. Пилипча-Городище; 4) музеи: С. Пилипча-Городище, Одесса, Старый Крым; 5) муниципальная премия: Одесса.

            Следующий стенд музея посвящен книгам – юбилярам.

            Напротив – стенд с книгами писателя.

            На стене за окном стенд с названием: «Об этом путешествии, пожалуй, стоит сказать несколько слов». А предыстория такова. Хрущев в США. Разговор идет о свободах в Америке и в Советском Союзе. Ему бросают реплику: «Так у вас и писатели невыездные!».  Вернувшись в Союз, Хрущев решает просветить советскую элиту, познакомив её с Европой. Группа писателей, поэтов, художников, артистов и т.д. приезжают из Москвы в Одессу. Отсюда на теплоходе «Победа» они совершают круиз вокруг Европы с заходом во все значимые порты. Конечная остановка в Ленинграде, откуда уже своим ходом экскурсанты возвращаются в Москву. Второй круиз для москвичей из Ленинграда в Одессу. Ни на один из них Паустовский не попадает. И только когда поехали ленинградцы, они пригласили и Паустовского. 1956 год. Паустовский приезжает из Москвы в Одессу. В гостинице напротив таможни ему забронировано место. Но ему говорят, что мест нет. В этом году я подписался на какого-то Паустовского. И удивлен. Оказывается, писатель ещё жив. Познакомившись с его произведениями, я уже буду следить за новинками, и покупать новые его произведения. Но кто его знает в лицо? Телевидения практически нет. И все-таки нашелся человек, который узнал его. Он как раз проходил в это время мимо и заметил: «О! И Паустовскому мест нет!». Это заставило заволноваться кассиров. А может этот Паустовский из окружения Хрущева? Короче, место сразу нашли. Рассказывая об этом, я вспоминаю другой эпизод. В советское время я несколько раз ездил в командировку в Ростов. Принимал вступительные экзамены. Меня обычно встречали, брали деньги за гостиницу и отдавали справки. Однажды мы выходили из гостиницы. Среди нас был грузин. Когда проходили мимо касс, он вдруг остановился, бросив нам такие слова: «Идите, я вас догоню». Догнав нас, он спросил: «Знаете, к кому я подходил?». Мы, естественно, не знали. – К Кантария! Ему тоже сказали, что нет мест. И я ему посоветовал, что когда будет подавать паспорт, пусть вовнутрь положит четвертак. 

(В советское время это были очень большие деньги, а Кантария вместе с Егоровым должен был водружать знамя над рейхстагом).

            «На теплоходе Паустовский чаще всего сидел в шезлонге, иногда дремал, не уходя с палубы. Каюта ему досталась плохая. Он пишет: «Каюта второго класса. Теснота. Койки как шкаф». Каюта его помещалась над машинным отделением, в ней все дрожало, позванивало, гудело. Мы не знали, кто, как распределял каюты и классы. Нам – то с Сергеем Орловым было все равно где спать, мы могли уснуть хоть на самой турбине. Вскоре мы и устроились на палубе, ложились там вповалку на брезенте под зелеными звездами южного неба. А вот за Константина Георгиевича было обидно. В своей каюте он не высыпался, мы боялись, что путешествие для него будет испорчено. Сам он ничего не предпринимал. Он был из тех людей, которые могут хлопотать лишь за других. Меня отрядили пойти к начальнику круиза. Что такое круиз я не знал, и никто не знал, и до сих пор не знает. Но начальника круиза я знал, хотя он показывался на люди редко и его мало кто видел. Он пребывал больше в разговорах, чем наяву, как всякий большой начальник. На теплоходе ехало четыреста пятьдесят туристов, мы были в открытом море, за границей, и он был всем – и властью, и законом, и судом, и высшей инстанцией. Над ним была только радиомачта. Это был красивый мужчина с презрительно-благодушной миной и пресыщено-усталым голосом. Выслушав мою просьбу, он плавно изогнул шею, осмотрел меня сверху донизу, до моих молочных туфель: «Мне надо перевести первого замминистра в другую каюту, для жены зампреда нужен люкс, и  сын её тоже нуждается, а вы тут с Паустовским. Машинное отделение? Ничего страшного. Пусть выпьет на ночь коньячку. Писатели ведь принимают, а?» - и он лениво подмигнул мне. В тот круиз отправилось много важных людей. Например, один такой влиятельный деятель, все его знали, фамилия  его постоянно упоминалась в газетах. Теперь он стал бывшим, и с ним можно было постоять у борта и поговорить. Просто так. Он был без телефонов и референтов  и сам искал собеседников. Но вскоре оказалось, что говорить с ним не о чем. Он был скучный, всем недовольный. Когда я восхитился неистовой синевой Эгейского моря, он хмуро заметил, что наше Черное море сине`е. С нами ехала известная певица (Синявская), ехали Тарапунька и  Штепсель, Родион Щедрин, много милых, заслуженно известных людей, так что Паустовского сперва не замечали. Он умел быть незаметным, это его устраивало. В Стамбуле нас встречали репортеры, вот тогда многие обратили внимание, что фотографируют не их, а маленького морщинистого человека. «Паустовский!» - заговорили на корабле. В Греции интерес прессы к Паустовскому продолжался, в Неаполе его встречали с цветами. Это удивляло и раздражало некоторых. Начальник круиза забеспокоился. Он сказал мне укоризненно: «Что же вы не предупредили меня, что Паустовский известный писатель?». Тут же он перевел его в хорошую каюту. «Мы должны считаться с мнением иностранцев», - объяснил он. С нашим мнением он никогда не считался. Катерли, женщина крутая, резкая, прямо спросила его об этом. Он лениво изогнул брови: «Ваше мнение? Так оно же при вас и останется».  (Даниил Гранин «Чужой дневник»).

 Прямо бросаются в глаза личные вещи Паустовского. Тельняшка и фуражка привезены из Москвы Виктором Ивановичем Глушаковым. Он ездил тогда на похороны Вадима, сына писателя от первого брака. Заодно привез и книгу «Время больших ожиданий», подаренную автором сыну. Тарелочка. В 2004 году в Ялте на конференции по Чехову мы с Глушаковым познакомились с женщиной, которая работала в Воронцовском дворце. Она рассказала, что к ним приводили больного Паустовского. Просили уделить ему внимание.  Паустовскому они показали и те места, которые никому обычно не показывают. Одним словом,  проводили экскурсию часа три с половиной. А ведь он ещё какое-то время к ним добирался. Не мешало бы покормить человека.  Скинулись, угостили. Тарелочку она припрятала. Ведь из неё ел сам Паустовский. А ведь она – музейный работник, знает, что к чему. Виктор Иванович уговорил передать тарелку в наш музей. Но прежде она связалась с людьми, которые приводили к ним писателя. Необходимо было документальное подтверждение. С 2005 года тарелочка - экспонат нашего музея.

Правее в углу лежат удочки. Паустовский любил наш город. Даже хотел здесь купить домик. В 1960-м   году он приезжал в Одессу, останавливался не в самом городе, а в Санжейке у смотрителя маяка. Чиновники постарались, чтобы он здесь не поселился. Живя у смотрителя маяка, он в основном занимался рыбной ловлей. Сердобольные хозяева подумали, как же так, такой писатель, а пользуется копеечными удочками. Купили ему спиннинг. Но он отказался. Во-первых, он болен, ему тяжело возиться со спиннингом.  А удочки – бросовый материал. Он уехал, а удочки остались. Считай, что выбросил. В 2003 году мы ездили в Санжейку. Территорию, где жил смотритель маяка, продали. Удочки передали нам. Заодно передали и рукомойник. У них помещение маленькое. Паустовский приезжал к ним летом, и мыться выходил во двор, пользовался этим предметом.  А если кто-нибудь из своих пытался помыться в квартире, мешая хозяйке убирать или готовить, а время ещё позволяло выйти ради этого во двор, ему говорили: «Слушай, иди к рукомойнику Паустовского».

Маяк в Сруанжейке! Ещё в начале этого века он стоял недалеко от обрыва. Спустившись по вырубленным ступенькам вниз, вы попадали на прекрасный пляж. Но благодаря современным старателям, добывающим песок, морская вода теперь подходит к самому обрыву. Пришлось передвигать маяк вглубь суши. Из-за бессистемной добычи песка море наступает и на Крым, отвоёвывая огромные территории.  

Впереди под стеклом макет сухогруза «Константин Паустовский». Судно построено в Югославии в семидесятые годы прошлого века для Дальнего Востока. Когда-то там была целая серия таких сухогрузов. Все они носили имена писателей. Это единственный экспонат музея морского флота СССР, который мы можем сейчас видеть. 

 Собственно говоря, у нас музей не Паустовского вообще, а только одной книги: «Время больших ожиданий». Книга написана в 1958 году. Для её написания Паустовский брал ссуду у альманаха «Литературная Москва». Но его закрыли вместе с альманахом «Тарусские страницы». Зато стал выходить журнал «Москва». Паустовский предложил свое новое творение этой редакции. Там прочли и испугались. Автор книги рассказывает о своём друге, расстрелянном в 1940 году  и ещё не реабилитированном Бабеле. По той же причине  не стал печатать повесть и Твардовский в журнале «Новый мир». Он намекал Паустовскому «что-то переделать».  Но без Бабеля книга потеряла бы весь смысл. Нужно было забирать рукопись. Хорошо, что подвернулся Парфенов со своим журналом «Октябрь». В 1959 году в номерах 3, 4 и  5 повесть напечатали. В 1960 году повесть напечатали отдельной книгой в Москве. Но если стандартный тираж для хороших книг – сто тысяч экземпляров, то книгу «Время больших ожиданий» напечатали тиражом только тридцать тысяч.  

«Непорядок», - решили в Одесском издательстве «Маяк». Так прекрасно об Одессе и одесситах ещё никто не писал. Её должны прочесть все одесситы. Они командируют в Москву свою сотрудницу Людмилу Борисовну Пятницкую. Она настолько проработала произведение, прониклась содержанием, что в каких-то моментах могла бы поспорить с писателем. Насколько же трудной была эта задача! Сегодня, если я написал какую-то книгу (пусть даже какая-нибудь ерунда или даже обыкновенная порнография)  и у меня есть деньги, я её, конечно же, напечатаю. А в те времена, если твоя книга достойна Нобелевской премии, но верхи не хотят её печатать, то они её и не напечатают. Между прочим, в 1965 году эту премию получил от СССР Михаил Шолохов. Одновременно на эту же премию номинировали Анну Ахматову и Константина Паустовского.  

…Ура!!! Пятницкая привезла разрешение перепечатать книгу в Одессе. Она же и главный редактор этого издания. 100 тысяч экземпляров только для одной Одессы. Книгу можно купить в любом книжном магазине, любом киоске, на лотках. Её можно взять почитать в любой библиотеке. Но попробуйте найти её сейчас незачитанной. Разве что у какого-нибудь особого коллекционера. Людмила Борисовна Пятницкая ушла из жизни 11 сентября 2011 года. Прикованная к постели, она долгие годы жила воспоминаниями о рано ушедшем из жизни своем сыне. 27 лет – это не возраст. Последний год она сама была уже никакая.

1977 год. Книга переиздаётся в Одессе уже тиражом сто пятьдесят тысяч.

Переходим во 2-ой зал. Экспонаты музея имеют прямое отношение к повести «Время больших ожиданий». В книге писатель рассказывает о своём пребывании в нашем городе. Но не рассказать о Паустовском вообще, коротко его биографию, нельзя.

Обходя стенды, отмечаем, что было на самом деле и что додумано автором. Так, например, одна посетительница очень удивилась, когда услышала, что Константин Георгиевич жил в Одессе со своей первой женой Екатериной Степановной Загорской. «Читая повести Паустовского, мне почему-то казалось, что он вообще не был женат», - сказала она.

У стенда, посвящённого Опродкомгубу (глава «Предки Остапа Бендера»), рассказываем, что детективная история – это фантазия писателя. Что  подтверждают документы.

В каких – то случаях приходится рассказывать сюжет произведения. Но чаще всего читатель приходит в музей, предварительно познакомившись с его произведениями.

Паустовского не пересказывают, его нужно читать!

Добавить комментарий